Один из основных методов воспитания дисциплины у подростков
- занятия театром. Как известно, сцена как один из главных
атрибутов театрального искусства, в прямом смысле слова,
крепко воспитывает юных актеров. Известны случаи, когда
некий развязный, хулиганистый парень, пришедший на первую
репетицию, только ради того, чтобы посмеяться над всем этим
«театром», всерьез проникается атмосферой искусства, что
изменяет его характер.
А посему, не нужно бояться давать ребятам сложные роли. Юный
человек, чувствуя недоверие к своим способностям от
режиссера, который должен являться неоспоримым авторитетом,
может «уйти в себя» и решить, что театр не для него, потому
что его здесь не воспринимают всерьез. Полная серьезность -
вот главный подход, который должен использовать любой
руководитель. Никаких насмешек, все только всерьез.
Ребенок, побывавший на сцене и успешно выступивший в роли,
уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Ведь на
сцене во время хода спектакля случается масса
непредсказуемых действий. То фонограмма начнет звучать
раньше, то внезапно куда-то подевается необходимый предмет
интерьера, то партнер забудет роль (всякое бывает!) и
придется выкручиваться. Во время спектаклей с мистическими
сюжетами, дети учатся избавляться от мнимых страхов и
начинают смеяться над своими придумками, которые непременно
возникают по ходу воплощения в жизнь той или иной роли. Так,
при постановке спектакля «Последняя дуэль Пушкина» по
повести М. Перова, исполнитель отрицательной роли Хлестунова
придумал реплику о главном герое - Александре Ушкине, что
тот, мол, не слушает учителя, поскольку как Пушкин – стихи
сочиняет, чем вызывал бурю смеха. И пьеса на школьную
тематику получала дополнительные элементы эксцентрической
комедии.
Поскольку школьные театры Орехово-Зуевского округа
существуют не в одном, а в нескольких детских
общеобразовательных учреждениях города, то есть серьезные
основания договориться между собой и направить письмо главе
города, либо в отдел образования или культуры с просьбой
организовать театральный фестиваль.
Школьное искусство близко ребятам с раннего детства: уже в
три-четыре года малыш охотно изображает прыгающего зайчика,
умывающегося котенка. Со временем склонность к игре у
кого-то пропадает, а у кого-то наоборот требует реализации.
Поэтому не надо беспокоиться, когда в спектакле приходится
занимать ребят разных возрастов. Они прекрасно поладят, ведь
ничто так не сближает, как совместные театральные труды. Так
произошло в постановке радиоспектакля: «Солнечный зайчик»,
где актриса, исполнявшая роль солнечного зайчика - Анечка,
несмотря на свой юный возраст, великолепно справилась со
своей ролью, поскольку поняла и прочувствовала тему
спектакля. Разумеется, что главная задача педагога,
режиссера - раскрепостить детей, раскрыть потенциал, дать им
необходимую культурную базу для работы, которая, безусловно,
может им пригодиться в дальнейшей жизни.
Хорошо, если во время фестиваля или обыденной театральной
жизни, удастся организовать для ребят своеобразный
мастер-класс - пригласить к ним на встречу повзрослевшего
бывшего школьного актера или актрису, которые когда-то
учились в этой же школе.
А после выступления театра было бы крайне важным провести
обсуждение спектакля своим рабочим коллективом: что в нем
оказалось удачным, а на что следует обратить внимание при
следующем выступлении. Еще одним вариантом воспитательной
функции, если зрители, школьники, присутствовавшие на
спектакле, напишут сочинения о том, чем их удивила или чем
насмешила театральная постановка. И ненужно огорчаться, если
будут какие-то недочеты: организация школьного театра –
всегда трудное и сложное дело, но это уже само по себе -
великая вещь.
Морозова Александра, преподаватель, организатор студии
«Партер»
История возникновения русского театра
История русского театра делится на несколько основных
этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом
обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым
периодом русской истории начинается и новый, более зрелый
этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного
государственного профессионального театра в 1756 году.
Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в
XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на
всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная
палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал
термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В
русском средневековье были распространены синомичные им
определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные
игры. Потехами называли и всевозможные диковинки,
привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки.
Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I.
Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”,
“пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем”
называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение
имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в
бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в
применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX
– XX веков.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки
уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные
с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое
магическое значение и превратились в игры-представления. В
них зарождались элементы театра – драматическое действие,
ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились
в народные драмы; они создавались в процессе коллективного
творчества и хранились в народной памяти, переходя из
поколения в поколение.
В процессе своего развития игрища дифференцировались,
распадались на родственные и в то же время все более
отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды,
игры. Их сближало только то, что все они отражали
действительность и пользовались сходными приемами
выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой,
маскированием, ряженьем, лицедейством.
Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.
Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной
организации: имели хороводный, хорический характер. В
хороводных игрищах было органически слито хоровое и
драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни
и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный
характер имели также массовые поминки, они были приурочены к
весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия
“русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А
московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как
“игры скоморошеские”.
Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало
в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме
театральное искусство культивировалось, с одной стороны
“народными массами”, а с другой – феодальной знатью,
соответственно дифференцировались и скоморохи.
В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в
Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора
последней трети XI века изображены ипподромные
представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях
скоморохи.
Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный,
церковный, народный.
Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев –
скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов
считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо
скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их
религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское,
светское содержание.
Скоморошить, т.е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать
сценки, играть на музыкальных инструментах и
лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или
существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и
назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем
искусства масс своей художественностью.
Параллельно с народным театром развивалось профессиональное
театральное искусство, носителями которого в Древней Руси
были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление
на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о
скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах
Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи
представления. Монах-летописец называет скоморохов
служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены
собора, счел возможным включить их изображение в церковные
украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с
массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е.
сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками.
Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со
скоморохами.
Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и
клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали
церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи
летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения
XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают
скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи
подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала
усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие
преследования не искоренили в народе скоморошье искусство.
Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его
становилось все острее.
В Древней Руси были известны ремесла, связанные с
искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости,
книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь
“хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии,
драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники.
Их искусство идеологически было связано с народными массами,
с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к
правящим массам. Это делало их мастерство не просто
бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства,
идеологически вредным и опасным. Представители христианской
церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В
обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей;
в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ.
Они появляются в народной драме, пронизанной острыми
социальными мотивами. С народной драмой связано появление
площадных театров устной традиции. Актеры этих народных
театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство,
богачей, сочувственно показывали простых людей.
Представления народного театра строились на импровизации,
включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера;
исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.
Характер выступления скоморохов первоначально не требовал
объединения их в большие группы. Для исполнения сказок,
былин, песен, игры на инструменте достаточно было только
одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и
бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из
деревень в города, где обслуживают уже не только сельское,
но и посадское население, а порой и княжеские дворы.
Скоморохи привлекались и к народным придворным
представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с
Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском
дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату
(1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных
шутов.
Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и
собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.
Христианская церковь противопоставила народным игрищам и
искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное
религиозно-мистическими элементами.
Представления скоморохов не переросли в профессиональный
театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь
власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала
скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти.
Против скоморохов были направлены Жалованная грамота
Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота
начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в
один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами,
колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские
представления, народный театр развивался.
В то же время церковь принимала все меры к утверждению
своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической
драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с
христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым
торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”,
“Умовение ног”).
Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская
церковь не создавала своего театра.
В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе
литургической драмы создать художественную литературную
драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по
сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о
Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о
похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на
свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный
и школьный театр.
Возникновение придворного театра было вызвано интересом
придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в
Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление
пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири)
состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не
имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с
места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из
Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в
принудительном порядке привлекать и обучать русских
“отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились
на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой
пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных
инструментах и танцами. После смерти царя Алексея
Михайловича придворный театр был закрыт, и представления
возобновились только при Петре I.
Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный
театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных
семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались
преподавателями, и силами учащихся ставились исторические
трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским
мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в
которых звучал протест против общественного строя.
Интермедии школьного театра заложили основу комедийного
жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра
стоял известный политический деятель, драматург Симеон
Полоцкий.
Появление придворного школьного театров расширило сферу
духовной жизни русского общества.
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр,
рассчитанный на массовую публику. Специально для него не
Красной площади в Москве было выстроено здание –
“Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа
И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые
успеха у публики не имели, а театр прекратил свое
существование в 1706 году, так как прекратились субсидии
Петра I.
Новую страницу в истории сценического искусства народов
нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В
крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века,
ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе
крепостных театров в ряде городов возникли частные
антрепризы. Благотворное влияние на формирование
профессионального театра народов нашей Родины оказало
русское театральное искусство. В труппы первых
профессиональных театров входили талантливые любители –
представители демократической интеллигенции.
Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность,
стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой
духовной деятельности людей.
Радиоспектакль, как универсальный метод организации школьного театрального творчества
Сегодняшний набор «инструментария», если так можно
выразиться, а также организационных методов, которыми
пользуются ответственные преподаватели в проведении ими
творческих мероприятий в школе, имеет довольно широкий
диапазон возможностей. А с развитием аудио- и видеотехники,
в купе с интернет технологиями эти возможности обретают,
поистине, невероятные фантастические очертания. И теперь,
может так получиться, что на и на школьных театральных
сценах, можно будет увидеть, как и на современных
театральных сценах больших театров, фантастику как
реальность современного мира. И не нужно будет строить
дорогих и сложных театральных декорации, не нужно уже будет
кропотливое участие художников, сценических модельеров и
т.д.
И, разумеется, создается малоприятный вопрос: выходит, что
эти постоянные атрибуты сцены, где, нередко, проходят
великие постановки, могут стать в самом ближайшим будущем
элементами архаики? Непросто ответить на данный вопрос. Как
не просто ответить на другой вопрос: неужели и иные формы
театрального искусства также может ожидать забвение?
Например, радиотеатр, школьные утренники…
Действительно, с развитием современного интернета и
появлением на рынке навороченных программ, отпала острая
необходимость читать толстые книги классики, создавать
портреты дорогих нам людей. Да что там, теперь даже посетить
картинную галерею или музей можно не выходя из дома. Спору
нет, стало удобно, практично.
И все же, не смотря на обильное проникновение современных
технологий в лоно театра, его основным достоинством остается
и будет продолжать оставаться непосредственная игра актера,
особенность режиссерского видения этой игры и, конечно, само
содержание пьесы.
Несколько лет назад немецкой издательской компанией
«Kinderbrockhaus» был проведен интереснейший эксперимент.
Участникам, разных возрастов: от 12 до 60-ти лет,
предлагалось прочесть книгу, посетить музей, галерею, театр
одним из двух способов: с помощью IT-технологий или старым
классическим способом, включающего в себя такие категории,
как: читатель или зритель. После, участники должны были
описать увиденное и как можно боле полно и художественно
рассказать о впечатлениях.
Победили те, кто пользовался классическими методами.
Как известно, радиотеатр, как самостоятельный вид искусства,
начал развиваться одновременно со становлением радиовещания
как формы средства массовой информации. В 1920—1930-е годы,
до распространения магнитной записи звука, радиоспектакли
разыгрывались непосредственно в эфире. При всех условностях
и «незримости» явлений, радиопостановка даёт неограниченный
простор слушателю для работы воображения. Каждый «видит»
происходящее по-своему и таким образом слышимое становится
«зримым». Основные выразительные средства радиопостановки -
звучащая речь, музыка, шумы. Поэтому большое значение
придается в радиопостановках звуко-голосовой характеристике
образа, созданию звукошумовой атмосферы действия (ветер,
орудийные залпы, шум мотора, шаги и тп.).
Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные
пьесы или инсценировки известных литературных произведений.
Для радио писали Б. Брехт, Ф. Дюрремант, С. Лем и многие
другие. В СССР радиоспектакли пользовались особой
популярностью. Особенно, когда по радио шли постановки
русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого. Но
и в странах Европы радиоспектакли имели значительный успех.
Стоит ли говорить, что до сегодняшнего дня радиоспектакли и
аудиопьесы очень популярны в Японии и в Китае.
Сегодняшнее состояние радиотеатра в РФ не столь активно и
популярно, как это было ранее. Но, тем не менее,
радиопостановки, в большей своей части, продолжают
появляться, но уже страницах интернет – ресурсов.
Студия-радиотеатр «Партер» начала создаваться при Центре
культурного развития «Юбилейный» (ЦКР «Юбилейный»). Первый
радиоспектакль по повести М. Перова «Ветер из прошлого» был
создан в 2017 году. Но уже в феврале 2018 года он получил
диплом международного фестиваля народного творчества,
проходившего в Праге. Это событие окрылило создателей и
участников студии. И уже через год было поставлено еще
несколько спектаклей по произведениям русских классиков и
современных драматургов.
Весной 2019 года, как раз в юбилей великого поэта России
А.С. Пушкина писателем и режиссёром М. Перовым была написана
повесть, а затем силами актерских коллективов: ЦКР
«Юбилейный» и Дрезденской средней школы №1 осуществлена её
постановка. И уже летом того же года радиоспектакль был
рекомендован комиссией Министерства образования Московской
области как материал для внеклассного изучения школам
Московской области.
4 сентября 2017 года Студия-радиотеатр «Партер» получает еще
одну прописку в школе № 26 г. Орехово-Зуево. Большое участие
в становлении радиотеатра приняла преподаватель английского
языка той же школы Морозова А.А. Ее необычайные
организационные способности, в купе с актерским талантом,
позволили за два года создать более 30 полноценных
радиоспектаклей и поэтических композиций. Не раз студия
принимала участие в передачах местного социального радио, в
которых делилась своими результатами и планами на будущее.
Необходимо также отметить, что огромную творческую помощь в
постановках оказывал Московский театр антрепризы «РусАрт» и
лично его директор: Постников А.Ю.
В чем же особенности радиопостановок перед иными формами
театрального искусства? Первую из них можно обозначить, как
возможность более широко представлять картины действия. И,
действительно, в радиоспектакле смена времен года, перемена
мобильных картин действий и т.д., в предельно сжатые участки
времени спектакля, безусловно, является одной из достоинств
радиопостановки. Другой особенностью можно обозначить
возможность достижения очень ярких реплик героев. Или же –
наоборот, специальный выбор тембра голоса – от мягкого до
умеренно-твердого, например, от автора, делает повествование
пьесы для восприятия слушателем, настоящим праздником.
Например, в радиоспектакле «Герой нашего времени» этот прием
настолько удачно вписывается в само произведение, что
радиослушатели становятся, как бы, непосредственными
участниками спектаклями.
Еще одним наиважнейшим фактором, подчеркивающий особенность
радиопостановки, является правильный подбор музыкального
оформления и сопровождающих действие шумов. Необходимо
отметить, что в радиспектакле «Последняя дуэль Пушкина»
подбор музыки связан, в той или иной степени, с пушкинскими
темами самих музыкальных произведений, ставящих постановку в
выигрышное положение. Также следует отметить грамотность
звуковых решений, подчеркивающих остроту сюжета.
Конечно, приведенные примеры - это только малая часть
достоинств радиоспектакля, которые бы можно продолжать и
продолжать. Но, заметим, что участие школьников в работе над
радиоспектаклями позволила им задуматься над дальнейшей их
профориентацией. Например, некоторые из учащихся решили,
после окончания учебного заведения, продолжить обучение
профессии актера. Других же вдохновляло само участие в
литературной и школьной театральной деятельности. А это уже
серьёзная заявка на то, чтобы включить школьный радиотеатр в
сферу важнейших методов воспитания учащейся молодежи.
Это лишь краткий очерк о необходимости развития радиотеатра
как важнейшего вида искусств в школе, но показывающий, что у
школьных творческих объединений в этом направлении
обозначается большое будущее.
М. Перов
Основные задачи школьных театров
По заявлению министра просвещения РФ Сергея Кравцова:
«К 2024 году мы создадим в каждой школе свой спортивный
клуб. Такая же задача стоит и по созданию в школах своих
школьных театров», - можно констатировать, эта наиважнейшая
информация должна быть серьезным ориентиром для каждого
педагогического школьного коллектива нашей страны.
Действительно, театральная самодеятельность школьников
получила и получает широкое развитие в нашей стране. И, если
вспомнить недавнее советское прошлое из школьной театральной
жизни, то нынешняя творческая школьная активность за
последние годы не уступает, а по некоторым параметрам и
превосходит творческую активность прошлого.
Многообразные современные примеры организации работы в
школьных театрах имеют по масштабам широкий диапазон как по
количеству участников, так и содержательной форме
взаимодействия на уровне кружков:
а) творческие школьные театральные объединения, работающие
часто в тесном контакте со многими другими кружками школы;
б) многочисленные театральные коллективы и студии при
местных городских муниципальных театрах и Домах культуры;
в) крупные детские и юношеские коллективы, объединяющие до
70-100 участников, имеющих достаточно разветвленную сеть
самоуправления, множество цехов, строящих свою работу как по
студийному принципу, так и по тину самодеятельных театров.
Но не смотря на различность форм организации театральной
самодеятельности, она должна быть призвана решению задач не
только досужего воспитанию учащейся молодежи, другим
важнейшим направлением деятельности – это организация
духовно-нравственного воспитания молодежи, отвечающего
главным задачам текущего времени.
Какие же это задачи?
Из всех, обозначенных на сегодняшний день задач, можно
выделить несколько, отображающих главное их содержание:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни;
4) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание);
5) воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях (эстетическое воспитание);
6) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Каждая из обозначенных задач требует подготовки целого
трактата, но задача данной статьи выражается в определении
одного из решений, которое бы оказывало школьным театрам
серьёзную помощь в деле выполнения указанных задач.
Не секрет, что многие школьные театральные коллективы,
особенно расположенные в периферийных областях Российской
Федерации, испытывают определенные трудности, в процессе
творческой организации театральной школьной деятельности.
Это, прежде всего, связано с отсутствием не только опыта или
специальной подготовки у преподавателей, организаторов
подобной деятельности в школе, но и, как правило, в подобных
случаях, удаленности театральных школьных объединений от
центров культуры. Действительно, у многих школьных
театральных организаций Москвы, Санкт-Петербурга или иных
федеральных центров РФ, нередко налажены творческие связи с
ведущими федеральными или муниципальными театрами, или
домами культуры. Соответственно, поставленная работа в таких
творческих объединениях поставлена на самом высоком уровне.
Чего не скажешь о периферийных школьных театрах. У многих
современных руководителей школьных театральных коллективов,
особенно в регионах страны, расположенных в дали от
культурных центров, практическая работа строится на
собственном понимании творческого процесса. Это не всегда
корректно при выборе тем и их решении, при ведении
репетиционных процессов. И было бы непростительной ошибкой,
считать такое положение в порядке вещей.
Одним из вариантов решения проблемы было бы создание в эпоху
интенсивного развития IT-технологий соответствующего
Интернет-ресурса, который бы позволял школьным театральным
коллективам, находящихся на удалении от указанных центров
культуры, решать свои творческие задачи в соответствии с
главными государственными задачами, обозначенными выше.
Нужно отметить, что Российским фондом культуры был объявлен
конкурс на создание подобного Интернет-ресурса в виде
грант-проекта: «Мультимедийный сайт «Школьные театры», и в
настоящее время победители конкурса заняты работой по его
созданию.
Проект «Мультимедийный сайт «Школьные театры» направлен на
то, чтобы:
1. Оценить уровень и качество развивающихся творческих
школьных коллективов,
2. Способствовать их взаимодействию, оказывать
непосредственную информационную поддержку учащимся в их
творческих изысканиях,
3. Помогать знакомиться с историей российского театра, а
также принимать активное участие в развитии российской
культуры.
Грантовый проект позволяет объединить в одном виртуальном
пространстве школьные театральные коллективы, организовать
их взаимодействие, обмен опытом и интересными идеями для
своих театральных постановок. Мультимедийный сайт также
оказывает информационную поддержку в изучении истории
возникновения и развития русского театра, его значения в
становлении и развитии культуры нашей страны, что
способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Кроме этого, реализация проекта позволит выявлять
талантливых учащихся с целью их дальнейшей профессиональной
ориентации.
Для реализации проекта необходимо выполнить ряд задач:
а) Сбор информации о школьных театральных коллективах для
дальнейшего размещения на сайте.
б) Сбор и подготовка информационных, литературных и иных
материалов для наполнения сайта.
в) Сбор и подготовка видеоматериалов репетиций и постановок
школьных театров для размещения на сайте.
г) Сбор интервью и мастер-классов с актерами, режиссерами,
сценаристами для дальнейшего размещения материалов на сайте.
д) Создание мультимедийного сайта для размещения всех
собранных материалов.
е) Запуск и презентация мультимедийного сайта в режиме
видеоконференции с участием руководителей школьных
театральных коллективов и представителей профессионального
театра.
Реализация грантового проекта будет способствовать
осуществлению проектов на базе школ, выявлять талантливых
учащихся, которые в будущем смогли бы определять
профессиональную ориентацию в театральной деятельности. В
рамках проекта возможно осуществление помощи и рекомендаций
для постановок на местах. Это позволит более качественно
решать творческие задачи школьными театральными
коллективами.
В социальном плане грантовый проект поможет ориентироваться
на талантливых и любознательных учащихся, развивать их
культурный и нравственный уровень.
Школьная театральная самодеятельность в настоящее время идет
по пути творческого освоения и применения принципов
современного реалистического театрального искусства с учетом
возрастных особенностей и возможностей учащихся
общеобразовательной школы. И поэтому, есть необходимость
учитывать эти особенности при организации и выполнении
проекта «Мультимедийный сайт «Школьные театры». Однако, как
уже отмечалось, воспитательные возможности театральных
занятий как занятий искусством учитываются еще далеко не
всегда. Отчасти это объясняется именно недостаточным знанием
специфических особенностей и возможностей воспитательного
воздействия театрального искусства.
Эти особенности в творческой деятельности в организации
школьных коллективов и намерен учитывать выполнение
грант-проекта.
А все остальное зависит от самих участников процесса на
местах.
М. Перов. 5 июня 2021 г.
Письмо поддержки
В среде народных любительских театров, расположенных в
юго-восточной периферии Московской области, за студией
«Партер-Театр» закрепился имидж, способного создать любое:
небольшую или, наоборот, крупную литературно-драматическую
радиопостановку. И действительно, начиная с 2018 года
театр–студия неоднократно принимает участие во многих
творческих театральных фестивалях, конкурсах, имевших статус
как народных, любительских, школьных, так и международных. В
2018 году радиоспектакль «Ветер из прошлого» был отмечен
дипломом международного творчества, проходившего в Праге.
Кроме этого участие студии «Партер-Театр» в проекте
«Школьные театры Росси» приобрело существенную поддержку
региональных школьных театральных объединений.
Новый проект, «Поэзия Великой отечественной войны»
представляется серьезной экспериментальной площадкой, где
театральная студия может предложить свои услуги в области
подготовки, записи радиопостановок, а также провести
изыскательские работы по поиску малоизвестных и неизвестных
произведений поэтов-фронтовиков.
Учитывая актуальность проекта и его большое значение в
развитии отечественной литературы, оказывающей серьезное
влияние на патриотическое воспитание молодежи, а также
укрепление взаимопонимания на межнациональных отношений,
студия «Партер - Театр» может предложить и дальнейшее
развитие проекта, после окончания его действия, обеспечить
капитализацию развития на уровне обеспечения технической,
литературной и иной помощи.
С уважением,
главный режиссер студии, сценарист
Михаил Перов
«РУССКИЙ ИНЖЕНЕР»
Всероссийский информационно-аналитический и научно-технический журнал
Учредитель:
Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы «Московская
Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)» (сокращенно - МКПП(р)
Журнал «Русский инженер» зарегистрирован в Министерстве
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Св-во о регистрации:
ПИ № ФС 77-24583 от 02.06.2006 г.