Russian Engineer
Русский инженер
общероссийский аналитический журнал
Елена Панина
Директор РУССТРАТ, профессор, доктор экономических наук, председатель МКПП(р), действительный член Академии естественных наук

НАВЕРХ

О журнале
Архив номеров
Журнал «Русский инженер»
№1 (82) март 2024 г.
Проекты ОПР

Необходима кардинальная трансформация промышленной политики страны

Самсон Резник,
доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, главный редактор журнала «Русский инженер»


Президентом поставлена задача укрепления обороноспособности страны при одновременном росте благосостояния населения. Необходимое условие, при сложившихся обстоятельствах, для движения в этом направлении, и это выделено президентом в самостоятельную задачу: достижение технологического суверенитета. Решать одновременно эти три задачи в условиях проблем с импортом современных технологий, оборудования, материалов, сокращения бюджета, численности населения крайне сложно. Для того, чтобы постараться это сделать требуется иная, чем прежде, мобилизация людских и материальных ресурсов, разработка и реализация в стране обширной системы мер по трансформации экономической политики...


Как показывает практика, при любом состояния экономики можно реализовать эффективный путь её развития, тем более в столь богатой ресурсами стране, как Россия. Успех определяют ум, квалификация и политическая воля руководства процессом. Опыт также подсказывает, что реализовывать необходимую трансформацию целесообразнее эволюционным, а не революционным путём.

Рассмотрим, каким образом можно этот путь выстроить, какие меры целесообразно реализовать. Но прежде всего следует определиться надо ли сохранять частную собственность на крупные средства производства, рыночные отношения в экономике. Отдельные специалисты считают необходимым в сложившихся условиях объявить мобилизационную экономику, национализировать средства производства и ввести жёсткое централизованное планирование. Они приводят в пример сталинскую эпоху, когда, при общественной собственности на средства производства, были достигнуты высокие темпы развития экономики и получила мощное развитие оборонная промышленность. В стране были созданы одна из лучших в мире систем образования и передовая наука. Однако достигнуто это было при невысоком уровне жизни населения, массовом использовании почти бесплатного труда заключённых. К тому же высокие темпы развития экономики обуславливались и низким её стартовым уровнем после завершения гражданской войны.

Границы страны для основной части населения были закрыты. Эффективность работы руководителей, специалистов, рабочих, обеспечивалась, помимо материального стимулирования, идейными соображениями - строили социализм, и страхом - суровая ответственность за срыв заданий.

Повторить нечто подобное в сегодняшних условиях вряд ли удастся, да и достичь не меньшего, как показывает практика, можно без негативных моментов сталинской эпохи.

Руководители стран, сумевшие взять лучшее из рыночной экономики и из опыта строителей социализма, умело включившие государство в регулирование экономики, соединившие предпринимательскую инициативу и ответственность частника с планированием, умело учитывающие социальные интересы населения добивались и добиваются существенных успехов в развитии экономики. Это продемонстрировал Рузвельт, выведя США из глубокой депрессии, успешно реализуют скандинавские страны, Китай и другие.

Определённо: целесообразно сохранить рыночную экономику с частной, государственной и совместной собственностью на средства производства, но при активном грамотном государственном регулировании рыночных процессов.

Рассмотрим меры, которые целесообразно подготовить и реализовать применительно к проблеме развития промышленного производства. Укрупнённо объединим их в пять направлений:
  • Совершенствование государственного управления (организация, задачи).
  • Научное обеспечение промышленного развития.
  • Создание условий, стимулирование и побуждение к развитию организаций промышленности.
  • Подготовка кадров.
  • Диктатура Закона («погода в доме»).

Каждое из направлений предполагает разработку и реализацию обширного набора мер, рассмотрим кратко отдельные из них.

Совершенствование государственного управления (организация, задачи)

Приняв решение о необходимости кардинального реформирования системы управления экономикой, о построении социально ориентированной рыночной экономики при активном участии государства в регулировании её развития, первым делом следует сформировать необходимые для этого госструктуры.

Начать целесообразно с создания на федеральном уровне органов регулирования развития отраслей промышленности – комитетов на правах министерств. Отраслевые комитеты должны (держа руку на пульсе организаций отрасли) содействовать созданию условия и мобилизовывать их на инновационное развитие, реализовывать эффективные программы стимулирования и побуждения к развитию. Важной частью их работы, должна быть разработка и контроль хода выполнения планов разного горизонта развития отрасли, программ развития организаций. Их разработка должна быть нацелена на обеспечение инновационного развития отраслей, достижения и сохранения технологического суверенитета страны. В этих целях они должны развивать отраслевую науку, конструкторские и проектные организации, взаимодействие с академической и вузовской наукой, поддерживать исследования и опытно – конструкторские работы, проводимые организациями промышленности.

Они должны содействовать сотрудничеству организаций отрасли с заказчиками, формировать государственный заказ, поддерживать экспорт, содействовать импорту необходимых предприятиям отрасли материалов, приборов, оборудования, организовать своевременную подготовку стандартов и иных нормативных документов, содействовать подготовке и повышению квалификации кадров.

Комитеты должны содействовать обеспечению защиты организаций отрасли от рейдерских захватов, от алчных аппетитов мафий, желающих приобрести землеотвод или здания организаций отрасли.

Для руководства комитетами надо привлечь квалифицированных опытных специалистов (не «успешных менеджеров»). Руководство комитета должно нести персональную ответственность за обеспечение требуемого развития отрасли. Также персональную ответственность за выполнение поставленных задач должны нести сотрудники комитетов, которые должны быть квалифицированными и опытными специалистами, кстати, некоторой версией таких комитетов являются Росатом и Роскосмос.

Существующие структуры правительства промышленного блога не решали и не могли решать перечисленные задачи, что необходимо. И дело не только в малочисленности и в недостатке соответствующих специалистов. Перед ним такие задачи не ставились. Не существовало утверждённых правительством планов развития отраслей, не доводились им контрольные цифры, никто из них не нёс персональной ответственности за состояние организаций промышленности и отраслевой науки.

В правительствах регионов и крупных городов следует вести должности заместителей председателей по вопросам промышленности и науки. А в Москве, в которой округа как средние города, ввести, помимо профильного вице-мэра, и заместителей по промышленности и науке у префектов округов.

Восстановить планирование

Второй шаг – остро необходимо ввести планирование. Разумеется, в условиях рыночных отношений это планирование индикативное, но с включением блока директивного плана для организаций в госсобственности.

Планирование - важнейшее условие эффективного функционирования экономики, рационального использования ресурсов, успешного развития промышленного производства. Процесс разработки плана побуждает, исходя из состояния промышленности, экономики, имеющихся ресурсов, международной обстановки обоснованно выработать направления, задания по развитию отраслей промышленности. Выполняемые при этом балансовые расчёты позволяют объективно учесть, рационально распределить имеющиеся ресурсы, согласовать объёмы и сроки выполнения работ по отраслям экономики.

Разработка плана требует конкретики в определении задач, контрольных цифр. Это позволяет установить персональную ответственность чиновников за их выполнение.

Для выполнения этой важнейшей работы необходимо воссоздать Госплан и нечего обращать внимание на начётников, талдычащих о его неуместности в рыночных условиях. Здравый смысл и мировая практика доказали, что планирование эффективно и необходимо и при рыночных отношениях. Самое сложное найти, пригласить для работы в Госплане квалифицированных и опытных специалистов. Решения, принимаемые Госпланом, требуют серьёзной научной проработки. Для этого необходимо воссоздать и научные институты, обеспечивающие его работу. И это не ностальгия по прошлому, а надежда иметь будущее.

Для качественного планирования необходимо располагать достоверной информацией. В этих целях Статистическое управление следует вывести из подчинения Минэкономразвития, сделать его независимой структурой, руководство которой уголовно отвечает за предоставление недостоверных сведений. Методики формирования сведений должны проходить экспертизу Академии Наук и апробироваться практиками

В процессе работы над Планом необходимо принимать решения по многим сложным вопросам. Прежде всего, работа над Планом должна вестись параллельно с работой по формированию, распределению статей бюджета. В связи с ограниченностью ресурсов страны естественно возникает задача рационального их распределения, в том числе той их части, которая направляется на поддержку и развитие промышленного производства. В этих целях часто чиновниками, экономистами предлагается выделение основных средств на развитие «приоритетных» отраслей.

Можно согласиться, что на развитие той или иной отрасли, производство той или иной продукции на определённом этапе необходимо уделить больше внимания, выделить больше средств. Но сложно утверждать, что совершенствование, развитие производства продукции остальных отраслей, пользующейся острым спросом населения, не является приоритетом. Никуда не исчезает необходимость обеспечивать традиционные потребности населения, тем более что во всех отраслях не останавливается научно – технический прогресс.

В бурлящем море технического и научного творчества могут возникать неожиданные прорывные решения, которые необходимо оперативно реализовывать, не ограничивая себя догмами приоритетности. Эффективность реализации того или иного изобретения, реализации той или иной идеи в существующих производствах может быть значительной и пренебрегать ею будет неправильно. Дело в том, что реализация подобных проектов позволяет повысить производительность труда в неприоритетных отраслях, что позволяет высвободить трудовые ресурсы как для работы в приоритетных отраслях, так и для службы в армии. Это и освоение производства новых востребованных продуктов, и снижение себестоимости, и энергосбережение, и обеспечение здоровья, продление сроков жизни населения. Не следует забывать, что креативные идеи рождаются не по расписанию и могут появляться в разных областях знаний, производств. Умение не заметить, не оценить и не поддержать их наша страна демонстрировала неоднократно.

Понятно, что приходится выбирать, ранжировать включаемые в план работы. Но вряд ли следует основным критерием для первоочередного выбора исходить только из того, что они относятся к «приоритетной» отрасли. Речь не идёт об особых периодах, когда обеспечение текущих потребностей армии является безусловным приоритетом.

Однако, и в этих условиях «приоритет» нельзя понимать в узком смысле. Сохраняется необходимость, по вышеназванным причинам, развивать производство и в других отраслях промышленности, скорректировав ассортимент выпускаемой продукции.

Приняв решение, что экономическая политика должна обеспечивать одновременно как рост обороноспособности страны, так и рост благополучия население необходимо понять как в сложившихся условиях ограниченности бюджетных средств возможностей импорта сложности санкционного трудности созданных наложенными санкциями обеспечить развитие страны сократить возможные отставание от мирового развития.

Первое соображение, которое приходится учитывать в настоящее время как приоритетное - решение задач импортозамещения. Сложившаяся ситуация с наложением санкций ликвидировавших возможность импорта значительной части современных технологий, материалов, оборудования, приборов делает остро необходимым проведение этих работ в целях обеспечения обороноспособности страны и удовлетворения потребностей населения.

Замещать требуется закупки не только материалов, приборов, оборудования, машин, механизмов, но и комплектующих, расходных материалов необходимых для эксплуатации и ремонта закупленных их ранее.

Для того, чтобы повысить эффективность работ по импортозамещению, государству следует активнее включиться в их организацию. Целесообразно, чтобы оно организовало обобщение, систематизацию потребностей в однородных материалах и комплектующих, инициировало и выступило партнёром в создании соответствующих частно – государственных специализированных производств. Правильно было бы учитывать при этом и потребность в комплектующих отечественной техники. Всё это существенно ускорит и удешевит и процесс импортозамещения, и создания новых современных видов продукции, и работало бы на обеспечение технологического суверенитета страны. Следует отметить, что решение задач импортозамещения работает, в первую очередь, на развитие «приоритетных» (по мнению экспертов), отраслей, так как санкции направлены, преимущественно, на запрет поставок продукции, необходимой для работы и развития предприятий этих отраслей.

В целях организации этой работы следует создать специальную структуру при Госплане и организовать в отраслевых комитетах подготовку необходимой информации для дальнейшего обобщения. В условиях цифровизации такая работа не окажется слишком затратной, а эффект её будет значительным. Проведение этих работ следует предусмотреть в государственном Плане.

Следующее «приоритетное» направление -создание технологий и производств глубокой переработки отечественного сырья и отдельных сельхозпродуктов. Это не только расширит ассортимент потребляемой населением продукции, используемых им бытовых средств, и не только создаст новые материалы для использования в других отраслях промышленности, но и существенно повысит эффективность экспорта, обеспечив возможность реализации продукции с высокой добавленной стоимостью.

Создание таких производств, особенно в условиях санкций, является сложной задачей. Необходимо самостоятельно разрабатывать технологию переработки, конструировать и изготавливать технологическое оборудование, создавать производство. К тому же, во многих случаях, помимо создания самого производства, требуется и решение инфраструктурных проблем: электроэнергия, газ, вода. канализация, транспортные коммуникации, обустройство работников. Всё это, да ещё с недоступностью дешёвых кредитов, делает для частника, за некоторым исключением, такую задачу непривлекательной. Это задачи общегосударственного масштаба. Их решение должно планироваться, организовываться, р государством и оно должно участвовать в их реализации.

Необходима и модернизация существующих производств, что позволяет расширять ассортимент производимой продукции, повышать её качество, снижать себестоимость.

Однако, при всей сложности технологий, необходимых для реализации перечисленных «приоритетных» задач, они являются воспроизводство уже существующих. И ограничиваться этими работами не льзя, важен не только достигнутый уровень, но и динамика развития.

Речь идёт о создании, внедрении авангардных технологий пятого и шестого технологических укладов - важных условий роста эффективности экономики, обеспечения технологического суверенитета страны.

Важно помнить и то, что резко растет эффективность экспорта наукоёмкой продукции, получаемой при глубокой переработке сырья и по технологиям пятого и шестого укладов.

Поэтому поддержка этих работ, создания производств, реализующих эти технологии и– следующий «приоритет» при планировании.

Разрабатывается план и в отраслевом разрезе. И здесь могут обозначаться новые «приоритеты». Так, например, для страны с огромными просторами приоритетно развитие авиации, скоростного железнодорожного транспорта, автомобилестроения. Приоритетна фармацевтическая промышленность, станкостроение, химия и другие.

Нельзя считать не актуальными, не «приоритетными» работы по снижению выбросов, отходов производства, энергопотребления, и так далее.

Формирование Плана, определяющего перечень и сроки реализации проектов, работ, обеспечивающего, в рамках располагаемых ресурсов, возможностей эффективное развитие экономики – задача Госплана. Но отыскать оптимальные решения при понятной сложности, многомерности задачи, огромном объёме и разнообразии информации, которую необходимо собирать, обрабатывать, анализировать возможно только на научной основе. Для этого при Госплане должны работать научные организации, которые будут не только вырабатывать необходимые рекомендации, но и совершенствовать саму методику выработки решений, методику планирования.

Но не менее сложные, но иного рода научные задачи необходимо решать на пути обеспечения импортозамещения, глубокой переработки сырья, создания столь необходимых новых технологий, оборудования, материалов и так далее. В настоящее время только активное развитие научных исследований, опытно – конструкторских работ может обеспечить эффективное решение обозначенных задач, безопасность страны, рост благосостояния населения Развитие науки – основной приоритет ближайших лет.

Научное обеспечение промышленного развития

Чудес не бывает, современные технологии, приборы, материалы, оборудование – результат длительных и затратных, в том числе фундаментальных, исследований, опытно – конструкторских работ. А для этого, прежде всего, требуются высокообразованные учёные, научные школы, квалифицированные инженерные кадры, которые формируются годами, если не десятилетиями.

Известны огромные потери научных и проектных организаций, конструкторских бюро, сокращение численности учёных после развала СССР. Но этот процесс, к сожалению, продолжается и по сей день. Объем внутренних затрат на исследования на протяжении последних 30 лет колеблется около 1% ВВП. По этому показателю наша страна занимает 36-е место в мире и, к тому же, как отмечает В.А. Гамза (Актуальные вопросы модернизации российской экономики, Москва, АРБ, 09.04.2022) рост расходов на науку в два раза ниже роста инфляции.

Если не реализовать чрезвычайные меры по развитию в стране науки, то стране не вырваться из «колеи» отставания от мирового развития.

Остаток сохранившегося «научного потенциала» рассредоточен по многочисленным организациям. Это институты Академии Наук (АН); отраслевые институты; вузовская наука; проектные, конструкторские и инжиниринговые организации; научные и конструкторские подразделения организаций промышленности. В сохранившихся научных организациях есть талантливые учёные, работает способная молодёжь, имеются успехи в ряде отраслей. Но приходится признать, что отдельные успехи не дают основания считать общее состояние науки в стране удовлетворительным.

В мощной поддержке нуждается академическая наука

Известно: основные прорывные, базовые идеи рождают академические институты. И если это не готовые для немедленного внедрения в практику продукты, то они создают такие «поля знаний», на которых произрастают самого разного рода практические решения, технологии, продукты. Это и формирование научной среды, влияющей на уровень вузовской подготовки, создающей условия для прорывного развития страны.

Возможности академических институтов в решающей мере определяет бюджетное финансирование, которое в настоящее время крайне недостаточно для решения обозначенных ранее задач. Увеличение финансирования требуется для развития исследований, содержания и обновления фондов институтов, их приборной базы, повышения заработной платы сотрудников, следует реально повысить оплату труда учёных до уровня не менее чем в два раза, превышающего её в регионах. Одновременно разработать систему особо повышенного уровня оплаты труда ведущих учёных, а также дополнительного основательного материального поощрения учёных за выдающиеся результаты.

Это создаст условия для решения стоящих сложных задач, повысит привлекательность профессии учёный.

В этих целях необходимо в течении пяти лет не менее чем в три раза увеличить бюджетное финансирование академических институтов. Следует модернизировать или воссоздать их опытные производства, где они необходимы.

Недальновидно превращать Академию в экспертную организацию, которой командуют чиновники. Необходимо вернуть АН реальные функции управления академическими институтами. Выделением средств институтам на конкретные работы следует поручить самой АН. Её учёные располагают необходимыми знаниями, собственным опытом исследований и могут лучше чиновников справиться с этой задачей.

Чиновники – «успешные менеджеры», не обременённые ни специальными знаниями, ни ответственностью, спокойно наблюдавшие как гибнет отраслевая наука, «совершенно неожиданно» столкнувшись с необходимостью организовывать производство наукоёмкой продукции, заговорили о необходимости академическим институтам «заняться практическими задачами».

Ориентировать институты АН на решение текущих инженерных задач, проведение опытно – конструкторских работ, внедрение их результатов – это стрелять из пушки по воробьям, рыть канаву золотой лопатой, тормозить научно – технический прогресс, содействие выдавливанию из страны талантливых учёных.

До этого уже была попытка возложить функции отраслевой науки на вузовскую науку. Предоставив возможность умирать отраслевой науке, горе реформаторы объявили, что её роль возьмёт на себя вузовская наука. Но это было очередное их безграмотное и затратное решение. Прежде всего, вузовская наука в принципе не в состоянии решать большую часть задач отраслевой науки, у нее свои возможности и важные задачи.

Важно развитие вузовской науки

Затрудняет выполнение задач отраслевого института вузами сама природа учебного заведения.

Главная его задача – учить, готовить специалистов. Это подразумевает, прежде всего, вооружение определённым объёмом теоретических знаний, а уже, затем обучение их применению. Одновременно, в вузах может и должна вестись научная работа. Прежде всего, это полезно для процесса обучения. Знания прочнее усваиваются в процессе применения, научная работа дополнительно мотивирует к их приобретению. Да и нерационально не использовать знания преподавателей, научную активность аспирантов, любознательность и возможности студентов для проведения исследований, выполнения договорных работ. Участие в таких работах позволяет формировать на кафедрах квалифицированные коллективы профильных специалистов.

Однако, оснащённость большинства вузов, уровень преподавателей сдерживают развитие этих работ. Редко практикуется участие вузов в выполнении комплексных работ, слабое взаимодействие с организациями реального сектора экономики.

Содействие развитию научных исследований в профильных вузах должно стать одной из забот отраслевых комитетов. Это и обеспечение отраслей квалифицированными кадрами, и решение части актуальных отраслевых проблем.

Также следует учитывать возможности вузовской науки в процессе формирования государственной программы научно – исследовательских и опыт, но – конструкторских работ.

Отдельные промышленные структуры сохранили, создали и поддерживают работу научных подразделений. Их роль важна не только в решении текущих задач соответствующих структур, что немаловажно. Найденные ими решения, созданные технологии могут влиять и на решение задач, выходящих за интересы «материнской» организации. Полезно само формирование научных коллективов, что способствует наращиванию квалифицированных научных кадров с промышленным опытом.

Развитие научных подразделений организаций промышленности

Росту числа, развитию научных подразделений в организациях промышленности будет способствовать усиление стимулирования, побуждения организаций промышленности к развитию, о чём речь пойдёт дальше. Способствовать их развитию будет и создание отраслевых комитетов, которые будут стараться их поддержать в интересах решения отраслевых задач.

Целесообразно и их участие в конкурсах на получение грантов, что создаст дополнительную конкуренцию и будет способствовать их развитию. Необходимо предусматривать и их участие в планировании комплексной тематики с участием институтов АН, отраслевой и вузовской науки.

Но самая острая проблема - развитие отраслевой науки.

Восстановить и развить отраслевую науку

От решения этого вопроса зависит возможность и темп достижения технологического суверенитета страны. Отраслевая наука - необходимое звено реализации достижений академической науки, участники реального сектора экономики, за редким исключением, не могут и не берутся внедрять их в производство.

Но отраслевые институты и сами проводят научные исследования и внедряют их результаты. Они разрабатывают технологические процессы, их аппаратурное оформление, создают опытные образцы продукции, изготавливают её опытные партии, проводят необходимые испытания, определяет надёжность изделий, разрабатывают регламент их обслуживания, способ утилизации, внедряют их в массовое производство,

Специалисты отраслевых институтов оказывают помощь предприятиям в освоении новых технологий, в разработке программ модернизации производств, роста производительности труда, снижения энергопотребления, вредных отходов. Постоянная творческая научная и конструкторская работа над проблемами отрасли формирует в отраслевых организациях квалифицированные и информированные коллективы специалистов. Сотрудничество в одной организации - отраслевом институте технологов, конструкторов, специалистов по информатике и автоматизации производств и других способствует формированию уникальных школ специалистов, которым под силу решение сложных задач.

Организации отраслевой науки, накапливая информацию о продукции отрасли, технологиях и технических решениях её производства, в том числе и мировой опыт, о сырьевой базе, смежниках, потребителях продукции – становятся наиболее компетентными организациями для разработки стратегий, планов развития отрасли. Именно они, могут обеспечить качественную разработку технических условий, стандартов, нормативов.

А вот положение отраслевой науки, в большинстве случаев, значительно хуже, чем у академической. Потеря филиалов, опытных производств, старение приборного парка, потеря зданий привели к тому, что от значительной части отраслевых институтов, в лучшем случае, остались небольшие группы ютящихся на птичьих правах сотрудников немолодого возраста. А некоторые и вовсе прекратили существование.

Институты отраслевой науки оказались беззащитны перед наездом рейдеров. Добивали их и плата за имущество, и арендная плата за землю, и тарифы, которые были для них неподъёмны.

Для развития отраслевой науки необходима государственная поддержка. В целях их развития и восстановления для них целесообразно установить каникулы, либо льготный режим налогообложения, арендных и коммунальных платежей. Государству следует целевым образом выделять отраслевым институтам гранты на проведение собственных исследований, направленных на совершенствование существующих и создание новых технологических процессов, новых видов оборудования, разработку стратегий, планов развития отраслей, технических условий, стандартов, нормативов.

Должна быть создана «Программа возрождения отраслевой науки», в которой будет предусмотрено воссоздание институтов, от которого остались «рожки да ножки», либо их воссоздания с нуля, или создания новых. В программе должно быть определено на базе чего, с чьим участием эта работа должна выполняться. Очевидно, что в этой работе должны активно участвовать профильные вузы. Ответственные и заинтересованные в этой работе должны быть отраслевые комитеты.

Необходима координация научных работ

Помимо решения ранее перечисленных проблем, необходимо внести определённые изменения в организацию работы правительства страны. Важна роль государства в координации, планировании научной деятельности. Разумеется, в условиях рыночной экономики любой предприниматель, любое частное лицо вправе, если они располагают такими возможностями, вдохновлены теми или иными идеями, организовывать и проводить исследования, создавать новые продукты, технологии. Этими процессами государство не управляет, но может создавать для них условия и оказывать им поддержку, если она потребуется.

Однако исследования и опытно – конструкторские работы, проводимые на бюджетные деньги, государство может и должно координировать и сопровождать, содействовать внедрению их результатов. Но на практике этого не происходит. В настоящее время нет единого органа в стране, который бы формировал и осуществлял скоординированную, сквозную научно – техническую политику по этапам: исследование – опытно – конструкторские работы – производство – реализация.

Не вносит ясность в этот вопрос и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". Сперва он предусматривает определение «приоритетных направлений развития науки, технологий и техники». И определять их должны: «органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", государственные академии наук». И делать это они должны используя «различные формы общественных обсуждений».

Правительство РФ, определив «приоритетные направления», направляет «специальный доклад» на эту тему президенту РФ. Тот, проведя, видимо, свою экспертизу, определяет «Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды», которые оглашаются в его ежегодных посланиях.

А вот дальше «практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти». А в сфере «оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы».

Как видим, много разного уровня квалификации участников в разработке научно – технической политики: у семи нянек дитя без глазу. Нет ни объективных оценок эффективности предложений, ни ответственности за их реализацию. Необходим государственный орган, координирующий планирование, выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и контролирующий внедрение их результатов.

Желая придать дополнительный импульс научным исследованиям в числе Национальных проектов, призванных ускорить инновационное развитие экономики, реализуется и проект «Наука». Он предусматривает формирование 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня.

Заранее, исходя из каких-то планов, программ не определялось, какие НОЦ конкретно должны создаваться, не предполагалось согласовывать их отбор с планами и программами научно-технического развития страны. Выбор был организован по конкурсу заявок регионов, проводимому Минобрнаукой. течении трёх лет было одобрено 15 заявок, тематика их деятельности самая разная.

В представленных планах предусматривается строительство и развитие научных и учебных организаций, проведение исследовательских и конструкторских работ. То есть НОЦ решают не только научные задачи и задачи подготовки квалифицированных кадров.

Расширительная трактовка понятия «наука» в одноимённом Национальном проекте, включение в него безусловно важных и нужных, но разнородных мероприятий, приводит к ошибочной классификации всех затрат на проект как затраты на науку.

Реализация конкретных проектов, заявленных при создании НОЦ, безусловно назрела и полезна. Но ждать общего существенного улучшения дел с наукой в стране, с инновационным ускорением развития экономики страны в результате создания предлагаемых НОЦ не приходится. И не только из-за недостатка выделяемых на эти цели средств.

Складывается впечатление хаотичного, нерационального развития науки в стране. Необходима организация планирования, координации научных исследований и опытно – конструкторских работ, контроля их выполнения.

Для этого, и не надо оглядываться на некомпетентных и безразличных к будущему страны «успешных менеджеров», создать «Комитет по науке», который должен обеспечивать координацию, нести ответственность за развитие науки и внедрение её результатов.

Следует иметь в виду, что, с одной стороны, для обеспечения активного инновационного роста экономики, благосостояния населения, обеспечения технологического суверенитета и безопасности страны, необходимо развитие науки. А с другой стороны, серьёзное развитие науки, вывод её на мировой уровень возможно лишь при условии активного роста экономики, промышленного производства, обеспечения востребованности науки реальным сектором экономики. И для этого, в том числе, необходимо создать для промышленности необходимые условия, а также реализовать аффективные меры стимулирования и пробуждения к развитию.

Создание условий, стимулирование и побуждение к развитию организаций промышленности

Критически важно обеспечить условия, возможности, эффективные стимулы и действенные меры побуждения к развитию организаций промышленности. Необходимо обеспечить активную востребованность со стороны промышленности в научных исследованиях, заинтересованность в реализации инновационных, креативных идей.

Необходимы инвестиции для инновационного развития промышленности

Вся статья, практически, об этих условиях. Есть много и не обсуждаемых в статье, но важных, в том числе и в связи с особенностями производства, факторов. В частности, для создания новых производств важную роль играет предоставление землеотвода и его условия, инфраструктура (транспортные коммуникации, электроэнергия, вода, газ, канализация). Для всех предприятий важное значение имеет содействие реализации продукции, подготовка кадров и другие.

Средства банков

В числе общих для предприятий проблем – нехватка финансовых средств для развития.

Следует иметь ввиду, что источник зарубежных инвестиций в современных условиях резко сократился. Их особая привлекательность была обусловлена двумя обстоятельствами: относительной дешевизной и сопровождением инвестиций передачей современных технологий оборудования.

Основной источник средств, привлекаемых предприятиями в развитых странах – это банки, которые кредитуют предприятия не только с низким процентом, но в ряде случаев и с отрицательным.

Но это происходит, когда государство реально заинтересовано в активном развитии промышленного производства. Для решения этой задачи и выстраивается работа банковского сектора, а не наоборот.

В отечественной практике ЦБ, прежде всего, решает задачи валютного регулирования и борьбы с инфляцией, он не озабочен проблемами развития производства, а потому выделение кредитов происходит под высокий процент, неподъемный для большинства предприятий. Глава ЦБ Э.С. Набиуллина, заявила (пресс-конференция, транслируемая 22.03.2019 по телеканалу Россия 24): пусть предприятия поднимают рентабельность производства, тогда они смогут получать эти кредиты. Но, видимо, она забывает, что для поднятия рентабельности как раз и необходимы эти кредиты. Вместо того, чтобы интересы экономики, промышленности формировали финансовую политику в стране, у нас всё происходит наоборот: «хвост управляет собакой».

Необходимо кардинально изменить политику ЦБ в части предоставления долгосрочных кредитов организации промышленности под ставку не более 4%. С инфляцией можно и нужно бороться, развивая промышленное производство, сферу услуг, улучшая бытовые условия населения и т.д.

При понятных сложностях с кредитованием в существующих условиях организаций промышленности, целесообразно активизировать коммерческие банки на работу с ними: пусть не самые эффективные, но возможности есть. При том, что в ряде случаев государство помогает с оплатой кредита.

В этих целях необходимо выработать преференции банкам, предоставляющим такие кредиты. Возможно, это участие в реализации госпрограмм, обслуживание бюджетных организаций, дифференциация налоговых платежей банков с учетом объема их участия в финансировании промышленного производства.

Средства населения

Значительные финансовые средства накоплены населением. Часть населения инвестирует их в акции промышленных предприятий, добывающих компаний, в приобретение недвижимости. Но большая часть держит деньги на счетах в банках, которые их недостаточно активно инвестируют в промышленное производство, или хранят «в подушке».

Целесообразно нарастить использование средств населения на развитие промышленного производства реализацию инфраструктурных проектов.

Так может реализовываться программа создания, под гарантии государством сохранности и привлекательного уровня доходности, частно – государственные партнёрства, реализующие производственные и инфраструктурные проекты. Причём партнёрами государства в этом варианте могут быть только миноритарии, доля участия которых ограничена.

Этой же цели служит создание «народных предприятий», продемонстрировавших на практике рост инвестиций в модернизацию и развитие производства. Этот формат позволяет часть дохода работников предприятия в составе чистой прибыли предприятия, которая, обычно, частным собственником направляется на личное потребление, направлять на развитие предприятия. Этот формат широко распространён в США, в странах Евросоюза, в Китае. Не лишним будет отметить и важную социальную значимость данной формы организации производства.

Следует ввести и существенно нелинейную шкалу налогообложения. Она должна расти по экспоненте. Так с суммы дохода превышающего, положим, 300 тыс. рублей в день следует взимать налог в размере 80%. А с дохода до 40 рублей в месяц налог не взимать: эти деньги будут оперативно формировать спрос, способствуя росту производства. Снижение в связи с освобождением от уплаты налога лиц с низким доходом должно быть прикрыто поступлением средств от лиц с сверхвысоким доходом.

Бюджетные средства

Следующий источник – это бюджетные средства. Они выделяются в рамках разного рода государственных целевых программ, государственного финансирования организаций промышленности и науки, находящихся в собственности государства. В рамках специальных программ государством финансируются научные исследования и опытно – конструкторские работы. Оказывается, в том числе финансовая, поддержка и частным организациям промышленности. Она реализуется через государственные и региональные фонды.

Но поддержку из фондов, несмотря на их многочисленность, получает незначительное число предприятий. Во всяком случае, выделяемых через них средств далеко недостаточно, чтобы решать поставленные на повестку дня задачи. При всех существующих сегодня сложностях у государства имеются резервы для увеличения объёма средств, направляемых на развитие промышленного производства. Прежде всего, целесообразно сократить направление средств в резервные фонды, в которых они не работают и, как показывает практика, не всегда сохраняются. Наилучший «резерв» - современные предприятия и квалифицированные кадры, работающие на них.

Следует скорректировать порядок распределения природной ренты, исключив сверхдоходы узкой группы лиц и направив их на развитие промышленного производства. Кстати, это и самый лучший способ борьбы с бедностью. Строительство и развитие организаций промышленности позволит получить больше средств для поддержки бедных слоёв населения, чем прямая раздача им доли природной ренты.

А вот пополнение средств бюджета путём повышения налогов на промышленные предприятия нецелесообразно. Владельцы и руководители предприятий сумеют, при ориентации их на развитие (об этом дальше), распорядиться средствами эффективнее. Кроме того, на пути от предприятия к государству и от государства к предприятию деньги почему-то «усыхают»: Исследования выполненные экспертами НИУ Высшей школы экономики (публикации РБК от 20.12.2021) выявили, что, в среднем, 20% от суммы госконтракта «откатывает» почти каждый выполнявший его.

Но главное в том, что развиваться должны не только те предприятия, которым решили и нашли возможным помочь чиновники. Всем надо, и именно это масштабно работает на развитие экономики, менять отработавшее и модернизировать оборудование, расширять ассортимент продукции, снижать ей себестоимость, повышать зарплату работникам и т.д.

Но для реализации этого не только избранные должны иметь необходимые условия. Не изъятые сегодня у промышленных предприятий деньги обеспечат завтра такой прирост бюджета, которые чиновники не смогут обеспечить изъяв их.

Разумеется, предприятия должны платить налог, но какие, когда и сколько?

Собственные средства предприятий

Важный источник инвестиций - собственные средства предприятий.

В настоящее время средства эти у большинства предприятий невелики, они недостаточны для их инновационного развития. В советское время государство не оставляло предприятиям деньги на развитие, но вовремя выделяло их им из бюджета на эти цели. Теперь же, имеется некоторая возможность у предприятий накапливать деньги, но их недостаточно для эффективного развития.

Государство реализует множество мер для поддержки деятельности предприятий. Но объём выделяемых на эти цели средств невелик и получает их небольшое число предприятий. Следует государству меньше изымать средств у предприятий, они лучше распорядится ими, особенно при настройке мер, побуждающих их к развитию (об этом дальше).

И реализовывать это следует набором разных мер. Так А.Г. Аганбегян («Предложение по социально-экономическому развитию в современной кризисной обстановке». Журнал «Экономическое возрождение России», №2 2020 год), предлагает «в полтора-два раза сократить сроки амортизации, что может дать прибавку инвестиций в размере одного триллиона рублей».

Следует для предприятий кардинально снизить уровень арендной платы за землю, недвижимость, коммунальные платежи. И не страшно, что они будут существенно ниже, чем платит население. В отличие от использования ресурсов населением, предприятия используя ресурсы создают добавочную стоимость, обеспечивают занятость населения, развитие экономики страны. Получая дополнительные возможности к развитию, предприятия расширяют ассортимент продукции, снижают её стоимость для населения. Говоря иными словами, они компенсируют предоставленные им преференции в оплате ресурсов.

Излишне велика и налоговая нагрузка на организации промышленности. Так целесообразно на 30% снизить им единый социальный налог. Имеется ввиду, что на цели социального обеспечения населения должны направляться средства и из других статей бюджета страны.

Налог на прибыль можно не снижать, если реализовать систему вычетов из него, в целях стимулирования и побуждения к развитию, о которых речь пойдёт дальше.

А вот ситуацию с НДС у организаций промышленности необходимо менять. В качестве дальней цели следует рассматривать его отмену, а для компенсации поступления средств в бюджет ввод в стране налога с продаж. Надо иметь в виду, что чем дальше по цепочке производство - потребление изымаются средства у организаций промышленности, тем эффективнее развивается экономика. Разумеется, реализация предлагаемых мер должна носить ступенчатый характер и предваряться экспериментами и тщательной подготовкой.

В качестве первоочередной меры целесообразно реализовать предложение авторов доклада «Экономика здравого смысла» (Кашин В.А., Абрамов М.Д., Бочаров М.А. и Семеро В.М.: «Установить единую ставку НДС, равную 8%; сократить число льгот по НДС; считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС при экспорте сырья».

Оперативно следует отменить оплату НДС предприятиями промышленности сразу после отгрузки продукции, независимо от того оплачена ли она покупателем. Поднимать дисциплину расчётов государство должно начать с себя. Для этого установить порядок компенсации потерь предприятиями в связи с задержками оплаты выполненных работ по госзаказам.

А вот НДС у организаций промышленности следует отменить, а для компенсации поступления средств в бюджет ввести в стране налог с продаж.

Следует иметь в виду, что чем дальше по цепочке производство - потребление изымаются средства, тем эффективнее развиваются производство и экономика. Разумеется, реализация предлагаемых мер должна носить ступенчатый характер и предваряться экспериментами и тщательной подготовкой. Это, способствуя развитию производства, не приведёт в среднесрочной перспективе к росту цен для населения. Отмена НДС для предприятий побудит и позволит им, в условиях конкуренции, снизить отпускные цены. А последующий рост производства, его модернизация будут способствовать, по крайней мере, остановке их роста на фоне роста доходов населения.

А вот порядок оплаты НДС предприятиями сразу после отгрузки продукции, независимо от того оплачена ли она, следует отменить без экспериментов. Предприятия, в условиях конкуренции, бывают вынуждены отгружать продукцию с оплатой после доставки и, при поставке продукции в торговлю, на реализацию.

Мало того, что предприятие должно кредитоваться, ожидая поступление средств от покупателей. Оно ещё должно находить средства для выплат налога государству. И это в то время, когда значительные суммы бюджетных средств, предусмотренные к использованию в реальной экономике, из года в год остаются невостребованными.

Задача государства работать над дисциплиной расчётов и не следует, в связи с этим подрывать хозяйственную деятельность предприятий. И поднимать дисциплину расчётов государство должно начать с себя. Для этого установить порядок компенсации потерь средств предприятиями в связи с задержками оплаты по госзаказам.

Стимулирование развития организаций промышленности

Можно выделить три группы мер стимулирования. Это выделение бюджетных средств, снижение объёма изымаемых средств и организационные меры. Все они известны в отечественной и зарубежной практике.

Так для привлечения инвесторов к созданию новых предприятий практикуется комбинация стимулирующих мер. Это бесплатное выделение землеотвода для строительства предприятий, обеспечение инфраструктуры необходимой для его функционирования (транспортные коммуникации, электроэнергия, газ, вода, канализация). Предоставляются налоговые каникулы, беспроцентные кредиты, устанавливаются льготные тарифы, оказываются и другие меры.

Для стимулирования работающих предприятий также используется широкий ассортимент мер. Компенсируются проценты по кредитам, снижается налог на прибыль, арендная плата за землю и прочие.

Но практикуемые меры стимулирования носят ограниченный характер и во многом зависят от выбора чиновников, что создаёт условия для коррупции. Но отменять, сокращать эти меры не следует. Наоборот, их следует существенно нарастить, но при этом максимально формализовать механизм их применения. Необходимо предусмотреть персональную ответственность лиц, которые принимают такие решения, за их целесообразность и эффективность. Мнение экспертов должно быть только рекомендательным. При создании отраслевых комитетов и укомплектовании их руководства отраслевыми специалистами, персонально ответственными за принимаемые решения, за развитие отрасли, меры стимулирования станут более эффективными.

Побуждении организаций промышленности к развитию

Для обеспечения инновационного развития организаций промышленности недостаточно мер стимулирования, их должны дополнять меры побуждения.

Прежде всего, должна работать конкуренция

Борьба за место на рынке заставляет предприятия совершенствовать технологии, обновлять продукцию, повышать её качество, снижать себестоимость. Это в полной мере ощущает та часть отечественных предприятий, которая участвует в активной конкурентной борьбе на мировых рынках. Однако, на внутреннем рынке, многие предприятия уходят от конкуренции, формируя для себя эксклюзивный рынок сбыта «нетрадиционными» методами, либо являются монополистами. Государство регулирует этот процесс крайне недостаточно. Не особенно заметны результаты работы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по профилю её основной деятельности. Она недостаточно борется с ценовым беспределом, монопольными сговорами, не слышно о принудительном дроблении и запрете слияний.

Казалось бы, ФАС могла проявить себя в борьбе с ростом тарифов монополистов, в том числе локальных, на то ей даны полномочия. Но и тут она скована утверждаемыми государством методиками, первую скрипку в их разработке играют сами монополисты, сохраняющие их рост. Совершенно недостаточно ведётся борьба с контрафактом, фальсификатом и контрабандой, что создаёт условия для недобросовестной конкуренции. ФАС раздала работу по контролю за конкуренцией на рынке различным ведомствам и умыла руки: у семи нянек дитя без глазу.

В то же время ФАС активно занимается контролем реализации вредного для экономики, особенно с учётом практики применения, закона о закупке на бюджетные деньги продукции и услуг. Слабые возможности антимонопольной службы – результат недооценки государством её значимости.

Очевидно: необходимо осознание государством важной роли конкуренции в инновационном развитии экономики, повороте его к кропотливой, разноуровневой работе по её развитию, созданию реальных условий для конкуренции. Таже следует решительным образом укрепить ФАС, обеспечить административную и финансовую её независимость, освободить от контроля за госзакупками (механизм проведения которых следует скорректировать), расширить её полномочия в основной сфере её деятельности, в том числе, остановке роста тарифов монополистов. Необходимо обеспечить более полное и активное использование инструментария, накопленного развитыми странами в целях усиления конкуренции.

Активизация воздействия технических регламентов и стандартов

Принятие технических регламентов, с одной стороны, обеспечивает качество и безопасность продукции, работает на интересы потребителей, а с другой стороны является мощным стимулом развития науки и промышленности, побуждая обеспечивать требования к продукции. Роль государства, чиновников состоит в организации их разработки, утверждении и в обеспечении контроля за исполнением.

Но любым инструментом следует хотеть и уметь пользоваться. Требования должны устанавливаться, поднимающие планку качества, эффективности продукции и контроль за их соблюдением должен быть жёстким. А вот этого нам, как раз критически не хватает.

Предприятия часто разрабатывают технические регламенты под свои текущие возможности в ущерб повышению качеству продукции. Практически, не обеспечивается контроль соответствия продукции требованиям регламентов, стандартов в торговле. Никуда не ушла проблема коррупционности органов надзора. Отсутствует мобилизующая роль стандартов. Возникают риски для здоровья населения, техногенных катастроф.

Не на пользу делу стандартизации и отсутствие органов, ответственных за развитие отраслей, отраслевые подразделения Минпромторга ими не являются.

Необходимо резко усилить использование для обеспечения инновационного развития механизма стандартов и техрегламентов, повысить качество их разработки, ответственность за их несоблюдение, создав действенную систему контроля. Целесообразно повысить статус Госстандарта, расширить его права, укрепить численно.

Побуждение к инновационному развитию административными методами

Речь идёт о двух направлениях административного воздействия. Первое – это обязательные к исполнению программы, планы, направленные на обеспечение инновационного развития экономики страны, её отраслей, отдельных структур, организаций. Второе – закупки на бюджетные средства.

Эффективность влияния директивных документов зависит от научного уровня, качества их составления, обоснованности закладываемых решений.

Разумеется, при разработке программ не должно быть прожектерства, но и освобождать от напряженной творческой работы программа не должна. Низкая планка требований не только не позволяет достичь серьезного результата, она не способствует развитию научных, проектных организаций, не создает творческие коллективы. В настоящее время роль этих документов занижена, качество разработки низкое, ответственность за их реализацию отсутствует.

Важную роль в системе разработки программных документов должны играть Технологические платформы, имея в виду широкое участие в их разработке учёных, работников промышленности, представителей бизнеса, потребителей и государства. В настоящее время этого не происходит.

Для организаций, находящихся в государственной собственности, сохраняется важной разработка в обязательном порядке программ инновационного развития.

Отсутствует серьёзная ответственность руководителей организаций за разработку и выполнение составленных программ, внешняя экспертиза их качества. Следует реализовать потенцию плановых и программных документов в обеспечении инновационного развития. В этих целях:
  • реанимировать последовательную разработку директивных плановых документов: прогноз – стратегия – пятилетний план – годовой план;
  • воссоздать, укрепить институты, сориентированные на задачи планирования и на проблемы развития отраслей и их, а не случайные структуры, привлекать к разработке программных документов;
  • поднять статус плановых, программных документов, определив обязательный порядок их учёта при разработке финансовых планов;
  • установить личную ответственность руководителей министерств, ведомств и организаций за разработку и реализацию программных документов;
  • поднять статус Технологических платформ, обеспечить их обязательный учёт при разработке планов и программ, создать дирекции Технологических платформ, действующие на постоянной основе, для обеспечения координации, оперативного руководства процессом их разработки и реализации.

Важна роль бюджетных закупок

Значительную роль в стимулировании инновационного развития экономики играет политика бюджетных закупок, обеспечение значительной доли в них инновационной продукции, реализации инновационных проектов. Понятно, что степень влияния этого фактора зависит и от объёма направляемых на эти цели бюджетных средств и от политики бюджет распорядителей.

Важным объективным фактором, сдерживающим закупку инновационной продукции, является часто её относительная дороговизна, отдалённая во времени эффективность. Инновационная продукция может обладать лучшим набором свойств, быть более долговечной, менее требовательной в обслуживании в процессе эксплуатации, обладать некими дополнительными качествами, но стоить дороже. Однако, с учётом долговечности и эксплуатационных качеств будет обходиться бюджету дешевле.

Консерватизм чиновников, стремление сэкономить именно сейчас, неся большие потери завтра – тормозят внедрение новых разработок. В связи с этим важно ввести требование при подготовке заявки на закупку продукции в качестве стоимостного показателя использовать не рыночную (отпускную) цену продукции, а её стоимость «с учётом жизненного цикла», чтобы снять препятствие для принятия эффективных решений.

Целесообразно для содействия внедрению инновационных разработок ввести формирование отраслевых и территориальных перечней инновационной продукции и установить директивный порядок закупки (в определённой доле) из этого перечня.

Важно обеспечивать включение в перечень действительно инновационной продукции, по аналогии с тем, как это происходит при патентовании продукции и, для ряда продуктов и технологий, как при оценке уровня научных диссертаций. Возможно, для подобной оценки целесообразно привлекать независимых экспертов.

Должно быть установлено, что при отсутствии либо недостатке объектов для закупки продукция из Перечня, не использованная для закупок из него соответствующая доля бюджетных средств изымается у конкретного заказчика. Подобная политика должна стимулировать бюджетных заказчиков поддерживать исследования и разработку инновационной продукции.

Комбинация стимулирования и побуждения

Учёт реальных обстоятельств требует принятия дополнительных мер, для обеспечения инновационного развития, технологического суверенитета страны. Предлагается обязать предприятия формировать целевой «Фонд развития предприятия» (ФРП), средства из которого смогут направляться только на модернизацию и развитие производства, в том числе на НИОКР, на подготовку кадров. Реализовывать это предложение целесообразно поэтапно, распространяя его на предприятия со стоимостью основных производственных фондов больше некоторого установленного минимального уровня и в определённом финансовом состоянии. В этот Фонд, прежде всего, должны будут направляться амортизационные отчисления. В интересах стимулирования инновационного развития производства, предприятиям, создавшим фонд, на ближайшие, допустим, семь лет будет доведён ускоренный норматив амортизации.

Одновременно, в этот Фонд сможет направляться до 50% освобождаемой от налогообложения прибыли.

Целесообразно ввести и дополнительные меры, побуждающие направлять часть прибыли в ФРП. Так направление не менее 20% прибыли в ФРП может быть обязательным условием для получения права на поставку продукции, оказание услуг (участия в конкурсе) бюджетным организациям, на право участвовать в выполнении работ по госпрограммам, на право претендовать на получение субсидий, грантов, получения иных видов поддержки. В качестве дополнительных мер стимулирования к созданию ФРП может рассматриваться и предоставление преференций в оплате аренды за землю, за имущество. Для предприятий в госсобственности создание и наполнение ФРП может стать обязательным.

Одной из мер, дополнительно побуждающих частные предприятия к развитию, применяемой одновременно с изложенной, могло бы стать и ограничение уровня выплачиваемых дивидендов.

ФРП будет накапливаться на специальных счетах в уполномоченных для этих целей банках. Предприятие может хранить накапливаемые деньги в банке, получая определённый процент, может расходовать накопленные средства в любой момент, но только на уставные цели Фонда.

Учитывая, что модернизация производства проводится по мере необходимости и готовности к ней предприятия, оно может использовать средства Фонда и на иные цели, но уже в виде краткосрочных кредитов в размере накопленной предприятием на спецсчете суммы под незначительный процент. Выделение кредита возможно при предоставлении графика целевого использования средств и обозначении ответственности за их нецелевое использование.

Банки предоставляют информацию по использованию средств ФРП в налоговую инспекцию. В случае нецелевого либо невозврата полученного, практически, беспроцентного кредита налоговая назначает штраф, превышающий на 20% объем предоставленных преференций, пересчитанный с учётом инфляции. А руководство привлекается к судебной ответственности.

Представляется, что такой порядок побудит предприятие тратить и средства, и усилия на развитие. Следует иметь в виду, что заинтересованность организаций промышленности в развитии создаст и активный спрос на научные, проектные и конструкторские работы, повысит требовательность и к подготовке кадров.

Эффективность использования ФРП предприятий для целей их инновационного развития в определяющей степени зависит от уровня организации контроля за его формированием и расходованием, что является достаточно сложной задачей.

Кадры решают всё

Важнейшие условия инновационного развития промышленного производства, экономики - наличие достаточного количества квалифицированных инженерных рабочих кадров. Положение дел в этом отношении благополучными назвать нельзя. Необходимо принятие комплекса мер по совершенствованию школьного и вузовского образования, по подготовке специалистов со средним образованием и квалифицированных рабочих кадров, по развитию интереса у населения к проблемам науки и техники, и по использования кадров.

Совершенствование школьного образования

Главное в школьном образовании учитель, его квалификация, отношение к делу. Не случайно так популярна несколько сокращённая фраза немецкого профессора Оскара Пешеля: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя». К сожалению, профессия школьного учителя у нас в стране в настоящее время не особо популярна, что сказывается и на количестве, и на качестве их подготовки. Так в московских школах начали формировать «профессиональные» классы и меньше всего желающих выбрало класс с ориентацией на школьного учителя.

Низкая зарплата, вынуждающая брать дополнительную нагрузку и не так существенно увеличивавшую доход. Дополняет занятость учителей большая отчётность. Когда готовиться к урокам, когда организовывать кружки, когда дополнительно позаниматься с отстающими? К тому же общественные мероприятия, сильная зависимость от директора, а директора от местной администрации. Очевидно: положение дел надо менять, финансирование школьного образования необходимо существенно увеличивать.

Отдельная проблема – значительное число старых школьных зданий с вытекающими обстоятельствами, что не способствует популяризации профессии учитель и приобретению знаний учениками.

Непропорционально уровню проблем бурная цифровизация школы. Безусловно, цифровая грамотность нужна, но не только она. Нужны и современные кабинеты по физике, по химии, обустроенность школ.

Выясняются и отрицательные моменты компьютеризации. Катастрофически падает грамотность: компьютер поправит. Отпадает необходимость держать в памяти разного рода информацию, проводить в уме вычисления. Начало зарождаться беспокойство, не скажется ли это на ослаблении умственной деятельности? Появилась информация, что ряд продвинутых предпринимателей из Силиконовой долины США, которых нельзя заподозрить в отсталости и консерватизме, создали для своих детей специальную школу, в которой нет компьютеров.

Понятно, готовить качественно требуемое количество учителей сложно. Ухватились, встроившись в струю по цифровизации, в онлайн – обучение. Отбрасывается не только социализация, воспитательная роль школы.

Онлайн – обучение эффективно, когда обучаемый серьёзно заинтересован в освоении предмета и может себя организовать для этого. С учениками школы это случается не часто. Разумеется, могут складываться обстоятельства, когда оно целесообразно, но это не система.

Отрицательно сказывается на уровне подготовки школьников стремление не оставлять на второй год. Вероятно, не следует тянуть завершать среднюю школу тех, кто не стремится приобретать знания. Не следует препятствовать некоторым в приобретении рабочих специальностей.

Важнейшее событие в жизни отечественной школы - введение Единого Государственного экзамена – ЕГЭ. Целью было обеспечить во всех школах страны определённый уровень знаний изучаемых предметов и открыть дополнительные возможности выпускникам провинциальных школ для поступления в интересующие их вузы, в том числе столичные. Одновременно произошло ещё одно знаковое событие - приём в вузы по результатам ЕГЭ. Надо согласиться, что введение ЕГЭ, в основном, свою задачу решило.

Содействуя решению поставленных задач, привлекая внимание администраций к школьному образованию, ЕГЭ сыграло некоторую мобилизующую роль по подтягиванию «слабых» школ, на увеличение числа выпускников провинциальных школ, поступивших в столичные вузы.

Но это начинание приводит и к определённым потерям в образовании. Преподавательский состав в разных школах, даже в одном городе, тем более в разных регионах страны, имеет разную укомплектованность, разную квалификацию, демонстрирует разное отношение к делу, по-разному технически оснащены школы, различаются бытовые условия. Всё это не может не сказываться на уровне подготовки школьников. В этих условиях задания ЕГЭ, чтобы не опустить слишком низко общую оценку уровня подготовки школьников, готовятся таким образом, чтобы на них можно было успешно ответить большей части выпускников. Если строить распределение выпускников по уровню знаний, то справиться с заданиями должна подавляющая их часть.

Очевидно, рассылать задания, с которыми, практически, никто из выпускников не справится контрпродуктивно. Нет сомнения, что задания разрабатываются с учетом реальных возможностей успешно ответить для большинства выпускников. Таким образом объективно уровень требований, а соответственно и знаний снижается.

Кроме того, переход на ЕГЭ стимулирует развитие заучивания ответов на вопросы в ущерб содержательному осмыслению. Это отрицательно сказывается на развитии творческого подхода к решению проблем.

В результате технические вузы отмечают слабую подготовку к освоению материала, неготовность выпускников к творческой работе. Не случайно в ряде вузов на первом семестре вводят дополнительные занятия для вновь поступивших с тем, чтобы они могли усваивать вузовскую программу.

Приём в вуз только по оценкам ЕГЭ снижает уровень знаний по «непрофильным» предметам. Так поступающие в технические вузы могут слабо ориентироваться в истории, в литературе.

Представляется, что повышать уровень знаний школьников, объективность его оценки, подтягивать отстающие школы можно и без ЕГЭ и, даже, лучше, чем с ЕГЭ.

И принимать в вуз можно по школьным оценкам, которым можно будет доверять, и результатам олимпиад. А обеспечить возможность приёма в «передовые» вузы выпускников периферийных школ можно развивая целевой приём, установив столичным вузам обязательный минимум приёма иногородних в рамках которого будет проводиться свой конкурс. Не отменяя, при этом, и участие для них в общем конкурсе. Следует и позаботиться об общежитиях для студентов.

Ситуацию оздоровил бы рост привлекательности региональных вузов, уровня обучения в них, гарантии нормального трудоустройства, интересной работы её достойной оплаты. В настоящее время инженерная подготовка ведётся более чем в 90 вузах страны, но только около двадцати из них считаются более успешными и привлекательными. Важно поддержать вузы, расположенные в промышленных центрах страны. Именно региональные вузы, расположенные в промышленных центрах, имеют большую возможность установления тесных партнёрских связей с организациями промышленности. Это обеспечивает поддержку ими процесса обучения, способствует трудоустройству выпускников, участию преподавателей, аспирантов и студентов в договорных работах. Развитие региональных университетов ослабит значение ЕГЭ для получения качественного образования именно в столичных вузах.

Развитее среднего образования

Требует развития подготовка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих.

Их готовят техникумы, колледжи и профессионально – технические училища (ПТУ).

Практика определяет потребность в соответствующих работниках.

Техникумы обеспечивают солидную базовую и специальную подготовку. Их выпускники могут обслуживать сложные приборы, установки, оборудование. Могут участвовать в проектных, конструкторских и научных работах,

Выпускники колледжей получают общее среднее и качественное специальное образование.

ПТУ по относительно ускоренной программе наряду с общим образованием готовят квалифицированных рабочих.

Основные проблемы – кадры преподавателей и условия приобретения профессионального опыта, что особенно важно при подготовке работников для обрабатывающих отраслей промышленности.

Для обеспечения преподавательскими кадрами необходимо решать вопросы достойного уровня оплаты их труда и привлечения к преподаванию совместителей – работников промышленных предприятий. Последнюю задачу целесообразно решать одновременно с организацией условий приобретения профессионального опыта.

Дело в том, что не всегда современным рабочим специальностям удастся обучить в стенах колледжа, ПТУ. Нецелесообразно устанавливать у них современное дорогостоящее оборудование. И дело не только в отсутствии средств и места. Такое оборудование в условиях учебных учреждений эксплуатироваться будет периодически, но требуется его обслуживание, подготовленный персонал преподавателей, продукция для обработки.

Перспективнее создавать на предприятиях, там, где такая возможность есть, совместно с колледжами Центры обучения рабочим специальностям. Это позволит использовать для обучения работающее в целях выполнения заводской программы оборудование, привлекать для обучения квалифицированные заводские кадры и при этом избежать лишних затрат.

Для реализации целесообразно подготовить нормативную базу, регулирующую права и обязанности сторон, предусматривающую финансирование услуг предприятий и оплату труда привлекаемых к обучению работников предприятий.

Совершенствовать вузовское образование

Необходимо совершенствовать и вузовское образование. Дополнительные трудности, о них уже шла речь, создаёт слабый уровень школьной подготовки.

Низкий уровень оплаты труда преподавателей вузов, их перегрузка аудиторной работой, большой объём отчётности, странная методика оценки их труда сказываются и на уровне преподавательских коллективов, на уровне преподавания. Рассчитывать, что вузы сами изыщут средства для обеспечения роста зарплаты и оснащения лабораторий - если в каких- то случаях и возможно, то не быстро, и не всегда на пользу уровню подготовки.

Так в целях заработка вузы расширяют набор студентов на платной основе. Это, в среднем, более слабые студенты, но их «тянут» (деньги нужны), что сказывается на процессе преподавания. Снижается число мест для приёма «на бюджет»: нужны платные. Такую же отрицательную роль играет и подушевое финансирование вузов. В целях сохранения численности студентов стараются вытягивать учащихся, снижается требовательность к уровню их знаний. Результат - слабо подготовленные инженеры.

Большой вред для уровня подготовки инженерных кадров нанёс переход вузов на болонскую систему образования. Советская инженерная школа славилась качественным базовым образованием, практической подготовкой, умением работать в коллективе и, одновременно, принимать самостоятельные решения её выпускниками. Подготовленных по сокращенной программе, не получивших практического опыта инженеров – бакалавров взявшим их на работу руководителям приходится, чаще всего, доучивать. Разумеется, такое положение дел компрометирует звание «инженер».

Только отдельные вузы сохраняли возможность, введя специалитет, обеспечивать более основательную базовую подготовку и, налаживая сотрудничество с профильными предприятиями, обеспечивали серьёзную практику.

Наложенные санкции, оборвавшие образовательные связи с Европой лишили смысла сохранять Болонскую систему. К тому же необходимость обеспечения технологического суверенитета страны потребовала повышения качества подготовки инженерных кадров. Для этого, разумеется, надо решать вопросы, о которых говорилось выше. Но надо и обеспечивать сочетание базового и практического обучения, для чего полностью оказаться от Болонской системы. Такой процесс начат: увеличивается приём на специалитет и начат эксперимент по переходу на базовое высшее шестигодичное образование. При этом планируется ещё и несколько удлинённая подготовка бакалавров, которым будут выдаваться дипломы о высшем образовании 2 степени.

Для того, чтобы выйти из сложившегося положения и не обидеть бакалавров планируется выпускать инженеров двух сортов. И ещё будут только экспериментировать с организацией базового высшего шестигодичного образования. Представляется, что времени на эксперименты давно нет, положительная практика давно известна. Надо оставить уже подготовленных бакалавров – инженеров с уже полученными дипломами. Приём новых студентов на инженерные специальности вести только на шестилетнее обучение. Одновременно нарастить подготовку техников.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, необходимость оперативного решения оборонных задач, задач импортозамещения на ближайшие пять лет ввести целевой набор на подготовку инженеров по специальным ускоренным программам.

Популяризация технических знаний

Необходима активная популяризации научных и технических знаний, профессий инженер, техник, рабочий у населения. В этих целях следует существенно изменить программы государственных каналов телевидения. Из них много чего для пользы умственного и культурного развития следовало бы удалить.

Разумеется, упомянутая популяризация должна реализовываться с учётом возрастных групп населения, быть интересной и разнообразной по форме. К такой работе должны быть привлечены квалифицированные талантливые люди.

Для развития интереса школьников к техническому творчеству следует использовать и введённые уроки труда. Это сложная задача создания видов и меси его приложения с учётом мест расположения школ и возраста учеников. Этой работе могут помочь детские технопарки, создаваемые при школах кружки. Целесообразно развивать и шефскую помощь близлежащих организаций реального сектора э экономики.

Кстати, интерес к техническому творчеству следует развивать у детей с дошкольного возраста. Это следует учитывать и при разработке телевизионных передач, создании игр и организации занятий в детских садах.

Немного о кадровой политике в области государственного управления

Речь идёт о назначении руководителей министерств, ведомств, бюджетных организаций промышленности, науки и других. Сложно ожидать от заполнивших руководящие должности непрофессионалов, «успешных менеджеров», эффективную кадровую политику. Некомпетентность правит бал.

За неимением возможности и нежелании отбора кандидатов по реальным делам, для формирования кадрового резерва получили популярность разного рода конкурсы, тестирование: «Лидеры России», «Кадровый лифт» и другие.

В большинстве случаев в число участников конкурсов, обучаемых, в список того или иного «резерва» включают неглупых людей. Но этого недостаточно, чтобы успешно руководить той или иной организацией, регионом.

Существенную роль при их отборе играют результаты проводимых игр, тестов, учебные проекты. Да, в каких-то случаях, удастся выявить действительно перспективного руководителя того или иного уровня. Но только иногда. К тому же протекция присутствует при допуске в любой «лифт».

Подобная практика отбора руководящих кадров по их умению решать те или иные тестовые задачи и с учетом некоторого производственного опыта не позволяет достаточно верно определить такие качества, как трудолюбие, его честность, умение руководить значительными коллективами, распоряжаться серьезными ресурсами, успешно взаимодействовать с коллективом работников.

Основная опасность в том, что за годы руководства «успешных менеджеров» сложился монолитный слой их единомышленников, таких же умельцев рулить финансовыми потоками, зачистить которых будет достаточно сложно. Однако, следует понимать, что грамотные, способные и не безразличные к судьбе промышленности, экономики, страны кадры есть.

Персональная ответственность за результат будет способствовать как отсеву неэффективных руководителей, так и назначение новых по деловым соображениям.

Погода в доме

Речь идёт об атмосфере, условиях, влияющей на производственную, предпринимательскую деятельность, обеспечиваемых государством. Остановимся кратко на некоторых из них. Сохраняется, хотя и реже, чем в 90-е годы, опасность бандитских захватов и рейдерских (недружественных) поглощений организаций. Разумеется, это отрицательно влияет на инвесторов и стимулирует вывод организаций в офшоры.

В интересах сохранения производства, коллективов работников, соблюдения законности, учитывая опыт развитых рыночных стран, следует создать контрольный орган, препятствующий неправовому переходу собственности.

Целесообразно при Правительстве страны создать «комиссариат», в который можно было бы обращаться собственникам с целью защиты своих прав. Его представители могли бы инициировать и принимать участие в судебном рассмотрении дел. В том числе обращаться в Верховный Суд России с просьбой о пересмотре решений судов низших инстанций в целях снижения вероятности принятия неправовых решений. Комиссариату следует предоставить право, помимо собственника, инициировать служебные и судебные расследования.

Негативно влияет на предпринимательскую активность «крышевание», которое реализуется как бандитами, так и работниками силовых структур.

Оно, безусловно, наносит вред развитию экономики. Не только удорожает продукцию, услугу, сокращает возможности для развития бизнеса, снижает его инвестиционную привлекательность. Сохранение такого явления подрывает авторитет власти, государства, формирует негативный моральный климат в обществе. Защищать предпринимателей силовые структуры должны в рамках служебных обязанностей. Методы наведения порядка в работе силовых структур известны.

Так же известна необходимость принятия системы мер, обеспечивающих соблюдение законности, объективность, независимость суда и прокуратуры. Дело за малым – реализовать их.

Серьёзный тормоз для инновационного развития экономики коррупция. Прикормленный» заказчик не привлекает лучшего исполнителя, не закупает лучшей продукции. В конкурсах побеждает «свой», с которым уже налажены «интимные» отношения. Из-за выплаты «отката» исполнителям, часто. не хватает средств (надо ведь и себя не забывать) для качественного выполнения работ, для поставки качественной продукции.

Коррупция – это не только нецелевое расходование бюджетных средств, но и принятие неэффективных (оплаченных) решений, обуславливающих экономическое отставание страны. Способы борьбы с коррупцией известны, надо их грамотно и в полной мере применять

Притча во языцех – частые проверки контролирующих органов и мздоимство проверяющих. Однако, контроль отменять не следующий, более того, в отдельных направлениях он недостаточен. Но штрафовать можно, только за невыполнение предписаний контролирующих органов.

Важно усилить контроль и обеспечить удаление с рынка фальсифицированной и контрафактной продукции. Помимо вреда, которое такая продукция наносит населению, она создаёт неравную конкуренцию добросовестным производителям, вытесняет их с рынка.

Требуется навести порядок и с органами сертификации продукции, обеспечив объективность их работы и укомплектованностью квалифицированными кадрами, необходимыми средствами контроля.

Чтобы не стать второсортной страной Россия должна «сосредоточиться». Никакие «дружественные» страны, тем более в условиях «параллельного импорта, не поспособствуют достижению технологического суверенитета и активному развитию экономики. Только собственными силами, при создании необходимых условий для реализации творческой и предпринимательской инициативы населения, активном развитии образования и науки, рациональном использовании сырьевых ресурсов, эффективном государственном регулировании, о чём говорится в данной статье, можно рассчитывать на решение поставленных президентом задач.
 
«РУССКИЙ ИНЖЕНЕР»
Всероссийский информационно-аналитический и научно-технический журнал
Учредитель:
Региональное объединение работодателей города федерального значения Москвы «Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)» (сокращенно - МКПП(р)

Журнал «Русский инженер» зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Св-во о регистрации: ПИ № ФС 77-24583 от 02.06.2006 г.
Отдел подписки и распространения:
Телефон: (495) 691-24-14

Адрес и телефоны редакции:
Россия, 123557, Москва,
ул. Малая Грузинская, д. 39

Тел.: (495) 691-24-14
E-mail: press@mkppr.ru
http://www.russianengineer.ru

Подписной индекс:
84410 в объединенном каталоге
«Пресса России», том 1
Copyright © 2015-2024 Журнал «Русский инженер»
Полная и частичная перепечатка, воспроизведение или любое другое использование опубликованных материалов без разрешения редакции не допускается
Рейтинг@Mail.ru